Социальная работа как область научного знания


Социальная работа как область научного знания

Понятийный аппарат науки, источники его формирования. Объект, предмет и категории теории социальной работы. Теоретические парадигмы социальной работы. Проблемы научной идентификации социальной работы.

Возникновение базовых понятий социальной работы. Роль трудов Мэри Ричмонд в формировании понятийного аппарата диагностической школы социальной работы. Влияние психоанализа.

Принципы и закономерности социальной работы. Понятие философии социальной работы. Философские парадигмы социальной работы и их влияние на формирование методологического и мировоззренческого фундамента социальной работы. Общие принципы социальной работы. Этические принципы социальной работы. Собственные принципы социальной работы

Особенности теории социальной работы как научной дисциплины, её связь с другими науками. Интегративнo-комплексный характер социальной работы.

Единство теории и практики - основополагающий принцип подготовки социального работника.

Ответ:

Наука, будучи системой понятий связанных логикой, основана на понимании различия м/у субъективными и объективными, видимым и действенным, мыслимым и чувственным. Способность такого различия, критическая способность, которая служит предпосылкой разума, мышления, отражающая логику объекта. Способность эта выражается, прежде всего, в рефлексии, в критическом рассмотрении источника той или иной информации на предмет соответствия ее действительности; в этом соответствии и заключается истинность данной информации. Таким образом, предпосылкой научного знания есть сама объективная действительность. Поэтому, предмет и язык научного знания – универсальны. Они имеют интернациональную, внеконфессиональную (внерелигиозную, светскую) и надклассовую значимость. Научное знание представляет собой открытую систему: оно постоянно проверяется и подвергается критическому рассмотрению с помощью особых научных методов. Научный метод воспроизводит объективную логику предмета. Открытость научного знания заключается еще в том, что критерием его истинности служит практика. Это означает, что научные суждения проверяются в ходе эксперимента или в ходе наблюдения, в результате чего устанавливается причинно-следственная связь событий. Последняя осмысляется с помощью понятий, каждое из которых находится в необходимой связи с другими понятиями и с рассматриваемым явлением. Рабочие моменты научного исследования, суть: гипотеза (суждение о возможном состоянии предмета), аксиома (очевидное положение), доказательство (проверка истинности суждения), эксперимент (проверка суждения на воспроизводимом опыте). Для рассмотрения социальных явлений применяется метод историзма. Его возможности сводятся к следующим моментам:

1) то или иное историческое событие или исторический феномен рассматривается в контексте современной ему эпохи;

2) то или иное историческое событие или исторический феномен рассматривается как процесс, в совокупности породивших его причин, хода и результатов;

3) в центре внимания находятся реальные человеческие индивидуумы в их социальных связях как единственная движущая сила тех или иных исторических событий. Так например, исследуя социальное бытие людей пенсионного возраста, необходимо связывать их проблемы не столько с возрастом, сколько с экономическим, политическим, культурным состоянием того общества, в котором эти люди живут.

Метод историзма помогает понимать действие социальных законов, специфика которых заключается в том, что они проявляются в бессознательной практической деятельности индивидов, как равнодействующая их поступков. Этот метод является общим методом наук, изучающих общество, в том числе и теории СР.

Предметом изучения теории СР является деятельность института СР в контексте исторических реалий. Свой предмет она изучает, обобщая данные и используя конкретные методики других общественных дисциплин: социальной философии, этики, экономики, истории, социологии, психологии, социальной педагогики, а также естественных наук.

Проблемное поле теории СР включает в себя как противоречия социального бытия института СР, так и проблемы объекта последнего, клиента, нуждающегося человека.

Основные понятия теории СР состоят из 2х групп. Это понятия вышеперечисленных дисциплин, преломленные сквозь призму специфических тем теории СР. И собственные понятия теории СР, отражающие специфику ее предмета, такие как например, клиент, «интервенция», социальное обслуживание т.д.

Исходя из того, что СР является универсальным видом деятельности, а как наука она ограниченно связана с комплексом других наук, можно выделить несколько групп основных принципов теории СР: отражение, развитие (общефилософские принципы); историзм, социальная обусловленность (признаки общественных наук), а также содержательные принципы – гуманизм, справедливость, альтруизм, самообеспечение; психолого-педагогические принципы – модальность, сочувствование, привлекательность, доверие; методические принципы – дифферинцированный подход, преемственность, последовательность, непрерывность, компетентность; организационные принципы – всеобщность, комплексность, посредничество, солидарность.

Понятийный аппарат – это совокупность категорий, понятий и терминов, которые отражают и обобщают знания о явлениях, изучаемых данной наукой, а также о социальных связях которые существуют м/у этими явлениями. Понятийный аппарат развивается из нескольких источников: собственное исследование; обобщение и осмысление полученных фактов на теоретическом уровне; обыденное знание 9важный источник для СР).

Понятийный аппарат СР меняется очень интенсивно:

1 этап – развитие понятийного аппарата – становление СР (конец 19 в., начало 20в.). Первые понятия были связаны с медицинской практикой (диагноз, болезни, прогноз). Мери Ричмонд: методы исследования могут быть прямыми и косвенными. Появление второго источника 20е годы 20 века – психологические понятия.

2 этап – обогащение понятийного аппарата происходит с помощью бихевиаристской психологии: стимул, реакция, тренинг. В середине 20в. Научный аппарат СР обращается к категориям и понятиям социологической науки (соц. действие, соц. динамика, социальность, соц. интеграция, малая группа и т.д.). СР является категорией.

Талкот Парсонс (1902-1979) – американский социолог-теоретик, создал теорию действия и теорию социальных систем. Парсонс определяет смысл социологии во внешней области самореализации человека, включенного в общественные институты. Разрабатывает общую систематическую теорию социального действия.

Условия для совершения социального действия: достаточное количество субъектов; обладание определенным статусом, ведение определенной роли; статусы и роли должны рассматриваться как элементыролевых отношений.

Мертон Роберт Книнг – американский социолог, теоретик, методолог. Является теоретиком структурно-функционального подхода в социологии. Уделял внимание таким проблем как: социальная структура; содержание и природа социальных функций. Разработанная им оригинальная методология функционального анализа оказала большое влияние на формирование социологии.

Сорокин Питирим – русско-американский социолог. Главная тема творчества – проблема социокультурной динамики («социальная и культурная динамика»). Культурно исторический процесс есть циклическое понимание трех типов культуры, в основе которых лежат определенные ценности.

Междисциплинарные связи в изучении проблем человека, общества и характера их взаимодействия реализуются через комплексные исследования. Соотношение теории социальной работы с другими теориями опирается на традиционные модели системного подхода. Выявление взаимодействия социальной работы с другими науками показало её междисциплинарный характер, а также отличие от таких смежных областей знания как социология, психология и т.д.

При исследовании причин, порождающих социальные проблемы, описание социальных процессов, социальных отношений, при анализе особенностей социальных групп, социальная работа как наука неизбежно пользуется научными представлениями, понятийным инструментарием других социальных наук, чей предмет близок к предмету социальной работы (социология, психология и т.д.).

megaobuchalka.ru

1.1 Социальная работа как область научного знания

Как и любая другая деятельность, социальная работа на определенном этапе своего развития становится предметом теоретического осмысления, имеющего своей целью установление того, что она собой представляет. Результатом такого осмысления является знание, относящееся к области науки. Так и социальная работа сегодня существует не только в виде профессии, но и в виде научного знания.

Социальная работа - это научная, учебная и практическая деятельность, направленная на выработку и теоретическую систематизацию знаний и умений, их передачу и усвоение с целью решения проблем удовлетворения социально гарантированных и личностных потребностей и интересов различных, прежде всего, социально уязвимых групп населения, создания условий, благоприятствующих восстановлению или улучшению способностей групп (и слоев) или отдельных личностей к социальному функционированию Павленок П.Д. Методология и теория социальной работы / П.Д. Павленок. - М.: ИНФРА-Ф, 2012. - С. 18.

Теория социальной работы - это область научного знания о закономерностях управления процессом использования внутренних и внешних ресурсов индивидом, семьей или общностью в ситуациях нарушения социального функционирования Басова, В.М. Социальная работа: учебное пособие / В.М. Басова, Н.Ф. Басов, С.В. Бойцова. - М.: Дашков и К, 2008. - 364 с..

Объектом исследования теории социальной работы являются социальные явления, процессы и отношения, а предметом - закономерности социальной деятельности и тенденции их изменения под влиянием психолого-педагогических, экономических и управленческих факторов, воздействующих на реализацию и защиту социальных прав и свобод в обществе Жуков, В.И. Введение в профессию: Социальная работа / В.И. Жуков. - М.: Издательство РГСУ, 2011. - С. 131.

Таким образом, социальная работа изучает конкретные социальные процессы и явления, имеющие непосредственное отношение к жизнедеятельности личности, конкретной социальной группе или общности, происходящие под воздействием деятельности социальных служб.

Иными словами, в центре внимания социальной работы как области знания находится профессиональная помощь нуждающимся, т.е. деятельность самих социальных работников.

Закономерности социальной работы определяют существенные, устойчивые и повторяющиеся связи, проявляющиеся при взаимодействии субъекта и объекта социальной работы, обусловливающих характер и направленность ее влияния на развитие конкретных социальных явлений, процессов и отношений Там же. С. 132.

Закономерности социальной работы можно разделить на две группы (по В.И. Жукову):

1) Закономерности функционирования и развития субъекта социальной работы;

2) Существенные связи между субъектом и объектом социальной деятельности и их диалектика.

Среди основных закономерностей социальной работы исследователи выделяют:

- Взаимосвязь социальных процессов в обществе, социальной политики и социальной работы;

- Обусловленность содержания, форм и методов социальной работы конкретными обстоятельствами жизнедеятельности разных групп, общностей, индивидов;

- Зависимость результативности социальной работы от профессионализма и нравственных качеств специалистов, возможностей социальной системы государства и общества.

Что же касается принципов теории социальной работы, то, исходя из того, что социальная работа является универсальным видом деятельности и связана органично с комплексом других наук, можно выделить несколько основных групп (по П.Д.Павленку):

а) общефилософские принципы, лежащие в основе всех наук об обществе, человеке и механизме их взаимодействия (принцип детерминизма, принцип отражения, принцип развития и др.);

б) социально-политические принципы выражают требования, обусловленные зависимостью содержания и направленности социальной работы от социальной политики государства (единство государственного подхода в сочетании с региональными особенностями социальной работы, демократизм её содержания и методов, законность и справедливость деятельности социального работника);

б) организационные принципы (социально-технологическая компетентность кадров, принцип контроля и проверки исполнения, принцип функциональной определенности, принцип единства прав и обязанностей);

в) психолого-педагогические принципы (выбор средств психолого-педагогического воздействия на клиентов социальных служб, необходимость учета индивидуальных характеристик при осуществлении любых социально-технологических процедур, целенаправленность и адресность социальной работы).

Помимо этого, специалисты выделяют еще и ряд специфических принципов социальной работы, определяющих основные правила деятельности в сфере оказания социальных услуг населению (принцип универсальности, охраны социальных прав, социального реагирования профилактической направленности, клиентоцентризма, конфиденциальности и пр.) Жуков, В.И. Введение в профессию: Социальная работа / В.И. Жуков. - М.: Издательство РГСУ, 2011. - С. 133-134.

Понятийно-категориальный аппарат социальной работы включает в себя как понятия, выработанные в процессе развития данной науки, так и понятия других научных дисциплин. То же касается и методов социальной работы, которые включают в себя методы других социальных наук (социологии, психологии и др.). Это эмпирические методы (наблюдение, опрос), методы обработки информации (напр. биографический), методы теоретического анализа (контент-анализ, системный подход) и другие Павленок П.Д. Методология и теория социальной работы / П.Д. Павленок. - М.: ИНФРА-Ф, 2012. - С. 21.

Таким образом, мы видим, что социальная работа сегодня перестает быть только профессиональной деятельности. Она перерастает в деятельность научную, а также в учебную дисциплину. Все больше появляется научных журналов и учебных пособий по социальной работе (например, «Российский (ныне - Отечественный) журнал социальной работы», «Вестник благотворительности» и др.), организаций (Российская ассоциация работников социальных служб, Ассоциация коллективов вузов и школ социальной работы) и кафедр, которые осуществляют подготовку социальных работников. Все это в своей совокупности говорит о том, что социальная работа продолжает развиваться во всех направлениях: как в практическом, так и в научно-теоретическом.

soc.bobrodobro.ru

1. Социальная работа как область научного познания

Понятие и структура познания. Познание представляет собой творческую деятельность субъекта, ориентированную на получение достоверных знаний о мире. Его исходную структуру образует субъект-объектное отношение, центральной темой которого является вопрос о возможности адекватного воспроизведения субъектом сущностных характеристик объекта. В зависимости от решения этого вопроса в теории познания (или гносеологии1) выделяются позиции познавательного оптимизма, скептицизма и агностицизма. Познавательный оптимизм представляет собой такую позицию, которая заключается в признании принципиальной познаваемости мира. Что касается скептицизма, то для его сторонников характерно сомнение в возможности истинного и однозначного познания действительности. Корни скептического отношения к познанию можно обнаружить уже в античной философии, представители которой (Пиррон, Секст Эмпирик и др.) видели его относительность, но преувеличивали ее. Наконец, агностицизм как философская позиция является крайней формой скептицизма. Его сторонники, представленные прежде всего К. Юмом и И. Кантом, полностью или частично отрицают возможность познания мира, а также выявления его закономерностей и постижения истины.

В качестве универсальной цели познания выступает истина, под которой имеется в виду знание, соответствующее своему предмету. При этом представления как о ней самой, так и о путях ее достижения конкретизировались в истории философии посредством проведения фундаментальных различий между знанием и мнением (Античность), верой и разумом (Средние века), а также знанием и незнанием (Новое время). Различие между знанием и мнением играет важную роль у Платона, который усматривал сущность познания в припоминании. Согласно платоновскому учению, основной целью познания является припоминание того, что созерцала душа в мире идей, пока она не вселилась в человеческое тело. В диалоге «Менон» Платон обосновывает свою теорию припоминания с помощью примера, в котором один юноша, никогда не изучавший математику, в процессе беседы с Сократом приходит к формулировке теоремы Пифагора. Такая формулировка оказывается возможной благодаря тому, что душа этого юноши до вселения в его тело встречалась в мире идей с отношением между сторонами прямоугольного треугольника. Платон приходит к выводу, что истинное знание относится к идеям, образующим в его философии особый мир прообразов реальных вещей. Что касается мнения, то оно является неистинным знанием, связанным с миром чувственных вещей, предметы которого побуждают душу к припоминанию известных ей идей.

В Средние века, прошедшие под знаком господства христианской религии во всех сферах жизни общества, возникла проблема соотношения веры и разума. Она сводилась к вопросу о том, способствует ли разум поиску божественной истины или, наоборот, отвлекает человека от него. В средневековой философии сложились два ответа на этот вопрос, первый из которых был представлен прежде всего Бернаром Клервоским и Франциском Ассизским, а второй — Фомой Аквинским. Бернар Клервоский полагал, что ограниченность времени, которое отводится человеку на Земле, заставляет его больше заботиться о вере, ведущей к спасению, чем о разуме. Ему вторил Франциск Ассизский, по мнению которого разум больше интересуется словами, а не деятельностью, связанной со спасением. Как и Бернар Клервоский, он отказывался от рационального познания, хотя и не отрицал его ценность. С другой стороны, признание способности разума участвовать вместе с верой в поисках спасительной истины привело к возникновению схоластики, которая стремилась дать теоретическое обоснование религиозного мировоззрения. По мнению схоластов, вера призвана исправить разум, поврежденный в результате грехопадения. Фома Аквинский, систематизировавший схоластическую фйлосо- фию, полагал, что истины веры и разума не могут противоречить друг другу.

В Новое время, отмеченное становлением буржуазных отношений, в число важнейших ценностей западного общества вошли знание и труд. Хотя знанию придавали большое значение уже в Античности, для нее было характерно пренебрежительное отношение к труду как способу зарабатывания денег. Противоположное отношение к труду проповедовал протестантизм, под знаменем которого прошли буржуазные революции в Нидерландах и Англии. Так, Жан Кальвин рассматривал богатство как объективный показатель успехов человека в труде, косвенно свидетельствующих о его богоизбранности. Освящение труда в протестантизме оказало большое влияние на формирование понятия профессии, содержанием которого стала деятельность, требующая определенной подготовки и являющаяся обычно источником существования. Не меньшее влияние на формирование этого понятия оказало также представление о знании как основе человеческой деятельности, отсутствовавшее в Античности и Средние века. В предельно лаконичной форме оно было выражено в афоризме «Знание — сила», авторство которого приписывают Ф. Бэкону. В этом афоризме содержится фундаментальная философская идея, сохраняющая свое значение до сих пор. Могущество человека Бэкон видел в знании, поскольку незнание причин делает его беспомощным перед силами природы.

В современной философии, унаследовавшей многие традиции Нового времени, понятия знания и незнания используются для обозначения различных аспектов познавательного процесса. Первое из нцх обозначает информацию об окружающем мире и самом человеке, а второе — отсутствие ее. При этом знание рассматривается как итог познавательного процесса, откладывающийся в человеческой культуре и создающий основу поведения людей. Оно выражается в символах, образах, суждениях, понятиях, теориях и других формах. Что касается незнания, то оно предстает как некоторая пассивная область, которую предполагается освоить путем перевода ее в знание. Формами существования незнания являются задача, вопрос, проблема, парадокс, противоречие и т. д. Процесс познания представляет собой единство знания и незнания, которые служат соответственно его статичной и динамической характеристиками. При изучении объекта человек сначала сталкивается с непониманием какой-либо его стороны, воплощающимся в незнании, которое затем через попытку донять его переводится в знание. Таким образом, в актах познания можно выделить два относительно самостоятельных процесса, которыми являются непонимание и понимание. Первый из этих процессов имеет своим результатом выработку незнания, а второй — выработку знания.

Понимание характера субъект-объектных отношений обусловливает различие во взглядах на природу познания, которое обнаруживается в традиционной и современной философии. В традиционной философии процесс познания представляет собой созерцание, предполагающее пассивную роль субъекта в восприятии законов объективной действительности. При этом он может истолковываться либо как припоминание, идея которого восходит к Платону, либо как отражение, ассоциирующееся прежде всего с различными школами материализма и эмпиризма. Как уже отмечалось, Платон сводил процесс познания к воспоминанию души о тех идеях, которые она созерцала в потустороннем мире до ее соединения с телом. Он полагал, что сверхчувственные идеи, подобиями которых являются предметы материального мира, могут быть познаны только путем воспоминания. Учение Платона является классическим примером идеалистической философии, которой противостоят различные направления материализма, существовавшие еще во времена Античности, но получившие наибольшее распространение в Новое время. В XIX в. материализм утратил доминирующее положение среди представителей европейской мысли, но в то же время стал более радикальным благодаря представителям марксизма, которые использовали его для теоретического обоснования своих революционных идей. Согласно материализму, познание является отражением в сознании человека окружающего мира, который существует объективно. В. Ленин, причислявший себя к воинствующим материалистам, называл отражение фундаментальным свойством материи, которая копируется нашими ощущениями, существуя независимо от них. Что касается эмпиризма, то он представляет собой разновидность материализма, преувеличивающую значение эмпирических методов в ущерб теоретическим.

Отход от созерцательного объективизма в гносеологии начинается с немецкой классической философии, которая подчеркивала активную роль субъекта в познавательном процессе. Начатый Кантом, он был продолжен И. Г. Фихте, Ф. В. Шеллингом и Г. В. Ф. Гегелем. Кант полагал, что возможности человеческого познания определяются прежде всего особенностями восприятия внешнего мира, характерными для всех людей, а не самим внешним миром.

Поэтому вещи в себе, т. е. то, как они существуют до их восприятия человеком, непознаваемы. Развивая идеи Канта, Фихте подчеркивал зависимость объекта познания от его субъекта («без субъекта нет объекта»). С другой стороны, субъект познания определяется им через его противоположность, т. е. объект («без объекта нет субъекта»). Высшей формой познания Шеллинг считал искусство, поскольку сама природа является бессознательной поэзией, пробуждающейся лишь в человеке. Тождество субъекта и объекта познания выражается им в понятии абсолюта, которое охватывает все сущее. Идеи Канта, Фихте и Шеллинга были обобщены и развиты Гегелем, система которого является вершиной немецкой классической философии. Центральное положение в этой системе занимает абсолютная идея, представляющая собой творческое духовное начало. Реализуя себя в природе, обществе и человеческом мышлении, она имеет своей конечной целью самопознание, которое достигается в философии.

Идея активности познающего субъекта, восходящая к Канту и другим представителям немецкой классики, характерна для современной философии, в рамках которой выделяют праксеологический, семантический и аналитический подходы. Первый из этих подходов, акцентирующий внимание на практической природе познания, представлен прежде всего марксизмом и прагматизмом. В марксизме познание является формой опережающего отражения действительности, выступающей как важнейший момент при- родопреобразующей и социально-исторической практики общества. При этом практика понимается как целостная органическая система активной материальной деятельности людей, направленная на преобразование реальной действительности и осуществляющаяся в определенном социокультурном контексте. Она выступает в трех важнейших формах: 1) материальное производство (труд), т. е. преобразование природы; 2) социальное действие, представляющее собой преобразование общественного бытия, которое осуществляется посредством революций, реформ, войн и т. п.; 3) научный эксперимент. В процессе познания практика выполняет функции его источника, основы, цели и решающего критерия истины. Прагматизм, созданный в XIX в. Чарльзом Пирсом, считается типичным выражением американского духа. Для его представителей характерно рассмотрение мышления как средства приспособления организма к окружающей среде, истины — как утверждения, способствующего достижению успеха в жизни, а философии — как метода прояснения мыслей и верований, которые значимы для решения жизненных проблем. Познание в прагматизме не только преодолевает сомнения, но и обеспечивает психологическую уверенность субъекта в своих силах, позволяя ему тем самым наиболее эффективно осуществлять практическую деятельность.

Семантический подход к познанию в современной философии реализуется в рамках двух ее направлений — феноменологии и герменевтики. Представители этих направлений рассматривают познание как процесс смыслообразования, позволяющий человеку расширить горизонты понимания не столько внешней действительности, сколько самого себя. Основы феноменологии были заложены Эдмундом Гуссерлем, который считал истоком познания явлений окружающего мира первоначальную, непосредственную интуицию, представляющую собой абсолютную очевидность сущности. Этот мир открывается сознанию человека в процессе взаимодействия, результатом которого является конструирование системы переживаний. Что касается герменевтики, то ее основы были заложены Гансом Георгом Гадамером, который трактовал понимание и истолкование не как внеисторический процесс, а как мыслительную деятельность исторического субъекта, обусловленную его личным духовным и жизненным опытом, а также определенной эпохой и культурой. При этом понимание и истолкование являются способом освоения всей совокупности человеческого опыта — традиций философии, искусства и самой истории.

Аналитический подход к познанию связан в современной философии с течениями нео- и постпозитивизма, а также структурализма. Все эти течения ориентированы на рассмотрение познания как научного анализа знаковых структур, которое более или менее адекватно описывает сложившиеся логические и семиотические инварианты, но никоим образом не претендует на их подлинное понимание. Неопозитивизм (Л. Витгенштейн, Б. Рассел и др.) возник и развивался как течение, претендующее на анализ и решение актуальных философско-методологических проблем, которые были выдвинуты в ходе научной революции начала XX в.: роли знаково-символических средств научного мышления, отношения теоретического аппарата и эмпирического базиса науки, природы и функции математизации, а также формализации знания и др. Противопоставляя науку философии, его представители считали, что единственно возможным знанием является только специально- научное знание. В процессе критики и самокритики неопозитивизма во второй половине прошлого столетия возник ряд философских концепций науки (Т. Куна, И. Лакатоса и др.), получивших общее название постпозитивизма. Всем этим концепциям свойственны следующие общие черты: 1) постпозитивизм отходит от ориентации на символическую логику и обращается к истории ; науки; 2) главной проблемой философии науки постпозитивизм делает понимание развития научного знания; 3) для постпозитивизма характерен отказ от разграничительных линий (между эмпирическим и теоретическим, фактами и теорией и т. д.), установлению которых неопозитивизм уделял большое внимание; 4) постпозитивизм постепенно отходит от идеологии демаркации науки и ненауки, исповедуемой неопозитивизмом; 5) распространенной особенностью постпозитивистских концепций является их стремление опереться на историю науки; 6) особенностью большинства постпозитивистских концепций является отказ от кумулятивизма в понимании развития знания и признание того, что в истории науки неизбежны существенные, революционные преобразования, когда происходит пересмотр значительной части ранее признанного и обоснованного знания — не только теорий, но и фактов, методов, а также фундаментальных мировоззренческих представлений. Представители структурализма, созданного прежде всего К. Леви-Строссом, М. Фуко и другими французскими философами, пришли к выводу о переходе социально-гуманитарного знания на абстрактно-теоретический уровень, а также о несостоятельности противопоставления наук о природе наукам о духе. Так, Леви-Стросс говорил о гармонии чувственного и рационального начал, утраченной современной европейской цивилизацией, а Фуко — о правилах, управляющих на бессознательном уровне познавательным процессом.

В настоящее время познание изучается не только философией, но и специальными науками: когнитивной психологией, логикой, методологией научного познания, историей науки, науковедением, социологией знания и др. Изучая его, философия опирается на результаты этих наук. Однако сущность познавательного процесса является предметом философского рассмотрения, которое составляет мировоззренческо-методологическую основу осмысления исследовательской деятельности в любой другой области научного познания.

Научное и ненаучное познание. Будучи сущностной характеристикой бытия культуры, познание в зависимости от своего функционального предназначения, характера знания, а также соответствующих средств и методов может осуществляться в следующих формах: обыденное, мифологическое, религиозное, художественное, философское и научное. Одной из его древнейших форм является обыденное познание, которое возникло на основе повседневной деятельности людей. С научным познанием его объединяет общая цель, которая заключается в том, чтобы получать истинное знание об окружающем мире. Как и наука, обыденное познание опирается на принцип реализма, который принимает в нем форму здравого смысла. Согласно здравому смыслу, окружающий мир существует объективно, т. е. независимо от воли и сознания человека. Именно здравый смысл, отвергающий наличие каких-либо сверхъестественных сил, позволяет отличать реальное от иллюзорного, а действительное — от кажущегося. С другой стороны, обыденное познание обладает такими чертами, которые отличают его от науки. Во-первых, оно носит не систематический, а фрагментарный характер. Обыденное познание имеет дело с суждениями, которые часто не связаны друг с другом, а получаемые в нем выводы, представляющие собой обобщения результатов случайных наблюдений, не объединены в целостную систему. Во-вторых, обыденное познание не связано с выработкой специальных методов, используемых для получения знания. Знание передается в нем от одного поколения к другому, а также получается в результате случайных наблюдений и рассуждений людей по поводу происходящих событий. В-третьих, обыденное познание не требует от людей специальной подготовки, а также соблюдения норм исследовательской этики. В процессе усвоения культуры происходит не только передача знаний от одного поколения к другому, но и развитие навыков, необходимых человеку для осуществления простейших познавательных действий.

Не менее древним, чем обыденное, является мифологическое познание, уходящее своими корнями в первобытное общество, средством координации которого был миф. Будучи рассказом о событиях, которые определяли само существование древних людей, миф представлял собой продукт воображения, а не чистой фантазии. Его носителем на раннем этапе человеческой истории было общество в целом, которое осуществляло регуляцию поведения людей посредством запретов и регламентации. Сохраняя свою социальную роль и воспроизводясь в процессе становления психического мира индивида, миф в дальнейшем приобрел и художественную ценность. В его рамках вырабатывались определенные знания о природе, обществе, самих людях, условиях их бытия, формах общения между ними и т. д. Таким образом, мифологическое познание представляет собой фантастическое отражение реальности, т. е. бессознательно-художественную переработку природы и общества посредством народной фантазии.

Предпосылками мифологического познания служили неспособность человека выделить себя из окружающей среды, а также нерасчлененность первобытного мышления, не отделившегося еще от эмоциональной сферы. Развитие этих предпосылок имело своим результатом метафорическое сопоставление природных и культурных объектов, а также очеловечивание окружающей природной среды, в том числе одушевление фрагментов космоса. Мифологическое познание характеризуется неотчетливым разделением субъекта и объекта, предмета и знака, вещи и слова, существа и его имени, пространственных и временных отношений и т. д. Объяснение как отдельных вещей, так и мира в целом сводилось в нем к рассказу об их происхождении и творении. Содержание мифа представлялось первобытному человеку в высшей степени реальным, поскольку оно воплощало коллективный опыт осмысления действительности множеством поколений, который служил для них предметом веры, а не критики.

С мифологическим познанием генетически связано религиозное, представляющее собой эмоциональное отношение людей к тем природным и социальным силам, которые господствуют над ними. Будучи фантастическим отражением действительности, оно имеет своим результатом определенное знание о ней, хотя нередко и превратное. Сокровищницей религиозных знаний является прежде всего священное писание, имеющееся в каждой религии. Согласно вероучению, оно представляет собой религиозные книги, написанные по внушению Бога. Так, в христианстве священным писанием считается Библия, содержание которой формировалось с VIII в. до н. э. в течение тысячи лет. Она включает в себя мифы о сотворении мира, исторические повествования, записи этических норм, любовную лирику, религиозную поэзию и др. В Библии отражены различные социальные, а также политико-этические воззрения. Главной священной книгой ислама является Коран, включающий в себя религиозно-догматические, мифологические и правовые тексты. Он представляет собой собрание проповедей; заклинаний, ежедневных молитв, назидательных рассказов, притч, а также обрядовых и юридических установлений, произнесенных пророком Мухаммедом в Мекке и Медине, которые считаются исламскими святынями. Будучи выдающимся памятником мировой культуры, Коран оказал наиболее сильное влияние на развитие арабо-мусульманского мира.

С религиозным познанием ассоциируются такие методы, как откровение и медитация. Откровение представляет собой открытие божеством своей воли или каких-либо истин, которое может осуществляться его явлениями, знамениями, видениями и внушениями. В большинстве религий оно рассматривается как основа приобщения к божественному знанию, которое не может быть приобретено путем логических рассуждений. Согласно религиозным представлениям, к откровению могут быть причастны только немногие избранные, да и то лишь в редкие мгновения (Моисей, Христос, Мухаммед и др.). Что касается медитации, то под ней имеется в виду погружение умом в предмет, которое достигается путем сосредоточения на нем одном и устранении всех факторов, рассеивающих внимание. Такие факторы могут быть как внешними (звук, свет и т. д.), так и внутренними (физическое или эмоциональное напряжение). В религиозно-философских учениях Индии и Китая медитация понимается как мистическое растворение индивидуального сознания в безличностном, океаноподобном абсолюте. В первоначальном христианстве она трактовалась как слияние двух личностей — человеческой и божественной. Интерес к медитации был характерен для Юнга и других представителей психоанализа, которые обращали внимание на ее психотерапевтический эффект.

В рамках мифологии возникает не только религиозное, но и художественное познание, которое получает наиболее развитое выражение в искусстве. Оно представляет собой восприятие человеком предметно-чувственных образов, созданных художником. Поскольку способность к художественному творчеству относится ко всему человечеству, каждый индивид в той или иной степени является художником, который может не только воспринимать, но и создавать прекрасное. Однако художник в собственном смысле должен обладать творческой одаренностью в искусстве (художественным талантом), профессиональным образованием и выучкой (мастерством), а также совокупностью определенных политических, философских и этико-эстетических взглядов, получающих отражение в его мировоззрении. Свое видение мира он воплощает в художественных образах, восприятие которых является процессом сотворчества, развоплощения и образования смысла, т. е. их значения для читателя, зрителя или слушателя. Таким образом, искусство выполняет познавательную функцию. Эта функция заключается в том, что оно способствует пониманию эстетических и других ценностей, а также является особой формой самосознания.

Накопленный человечеством опыт обыденного, мифологического, религиозного и художественного познания обобщается в философии, которая возникла в середине I тысячелетия до н. э. как на Востоке (Индия, Китай), так и на Западе (Греция). Философское познание представляет собой целостное познание мира, спецификой которого является стремление выйти за пределы фрагментарной действительности и найти фундаментальные принципы бытия, а также определить место человека в нем. От обыденного, мифологического, религиозного и художественного познания оно отличается более широким базисом, включающим в себя весь исторический опыт человечества, а также тесной связью с наукой. Субъект философского познания стремится не только понять бытие и место в нем человека, но и показать, какими они должны быть. Иными словами, он стремится создать идеал, содержание которого обусловлено его мировоззренческими установками.

Средством философского познания служат категории, представляющие собой формы мышления, которые отражают наиболее общие свойства и отношения реальной действительности, а также человеческого познания. К ним относятся материя, сознание, движение, время, пространство, противоречие, а также качество и количество, причина и следствие, необходимость и случайность, содержание и форма и др. Будучи отражением реального мира в сознании человека, категории имеют объективный характер, т. е. отражают то, что существует в природе и обществе независимо от него. Все они имеют один и тот же объект, в качестве которого выступает реальный мир. С другой стороны, категории субъективны. Будучи формами мышления, в которых фиксируется знание о реальных предметах, они представляют собой ступени познания мира. Категории образуют целостную систему, элементы которой неразрывно связаны друг с другом.

Рассмотренным формам ненаучного познания противопоставляется научное, которое понимается как вид деятельности, направленной на разработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире. Оно ставит себе целью выявить законы, в соответствии с которыми могут преобразовываться объекты, встречающиеся в человеческой деятельности. Поскольку в этой деятельности могут преобразовываться любые объекты (фрагменты природы, социальные подсистемы и общество в целом, состояния человеческого сознания и т. д.), все они могут стать предметом научного познания. Наука изучает их как объекты, функционирующие и развивающиеся по своим собственным законам. Она может изучать и человека как субъекта деятельности, но тоже в качестве особого объекта.

Для науки характерен прежде всего объективный способ рассмотрения мира, который отличает ее от других форм познания. Так, в искусстве отражение действительности представляет собой соединение объективного и субъективного, поскольку любое воспроизведение событий или состояний природы и общества предполагает их эмоциональную оценку. Отдельные объективные знания может давать и обыденное познание, однако оно ограничивается отражением только тех объектов, которые встречаются в повседневной практике людей. Научное познание способно выходить за рамки этой практики, открывая для человечества новые предметные миры, которые могут стать объектами практического освоения лишь на будущих этапах его развития. Отражая мир в его объективности, наука не исчерпывает собой всей культуры. Она составляет лишь одну из сфер человеческой деятельности, которая взаимодействует со всеми другими — моралью, религией, философией и т. д.

Из стремления науки к расширению области изучаемых объектов безотносительно к возможности их практического освоения вытекают все остальные признаки, которые отличают ее от других форм познания. Во-первых, научное познание характеризуется системной организацией, обоснованностью и доказанностью знания. Поскольку практика повседневной жизни не может рассматриваться как универсальный критерий истины, для обоснования получаемых в нем утверждений используются эксперимент и логические рассуждения. Во-вторых, научное познание предполагает применение особых средств и методов деятельности. Эти средства, включающие в себя научный язык и специальные приборы, обеспечивают исследование новых объектов, а методы придают ему упорядоченный характер. В-третьих, существуют специфические требования к субъекту научного познания. Эти требования включают в себя умение применять существующие в науке средства и методы, а также усвоение особой системы ценностей, фундаментом которой является установка на постоянное наращивание истинного знания.

Уровни и методы научного познания. Научное познание представляет собой развивающуюся систему знания, которая включает в себя два уровня — эмпирический и теоретический. В основе различения этих уровней лежит выделение в нем эмпирического и теоретического исследований, которые тесно связаны друг с другом, хотя и имеют свою специфику. Эмпирическое исследование направлено непосредственно на объект и опирается на данные наблюдения, а также эксперимента. Что касается теоретического исследования,, то оно связано с развитием понятийного аппарата науки и направлено на всестороннее познание закономерностей объективной реальности. Эмпирическое и теоретическое исследования органически взаимосвязаны, предполагая друг друга в целостной картине научного познания. Выявляя вновь обнаруженные данные наблюдения и эксперимента, первое из них стимулирует развитие второго, а также ставит перед ним новые задачи. С другой стороны, теоретическое исследование открывает новые перспективы объяснения и предвидения фактов, а также ориентиру Научный факт включается в теоретическую систему и обладает двумя фундаментальными свойствами: достоверностью и инвариантностью. Его достоверность проявляется в том, что он воспроизводим и может быть получен посредством новых экспериментов, проводимых исследователями в разное время. Инвариантность научного факта заключается в том, что он сохраняет свою достоверность независимо от многообразных интерпретаций.

Факты науки становятся основанием теории благодаря их обобщению, простейшими формами которого являются систематизация и классификация. Систематизация представляет собой процедуру сведения в функциональных целях групп однородных предметов к определенному иерархизированному единству на основе существующих между ними связей, а также их связей с внешним миром. Что касается классификации, то под ней имеется в виду разбиение множества объектов на подмножества по определенным признакам. Классификация может быть искусственной или естественной, называемой также систематикой. В основе искусственной классификации лежат несущественные признаки предметов (алфавитные указатели, именные каталоги в библиотеках и т. д.), тогда как естественная классификация основывается на их существенных признаках (например, периодическая система элементов Менделеева). Развитие науки связано с переходом от дескриптивных классификаций, упорядочивающих в удобной форме накопленные эмпирические результаты, к структурным, которые позволяют раскрыть сущность классифицируемых объектов.

Более сложными формами обобщения фактов являются эмпирические гипотезы и эмпирические законы, которые раскрывают устойчивую повторяемость и связи между количественными характеристиками исследуемых объектов, устанавливаемых с помощью фактов науки. Научные факты, а также эмпирические гипотезы и эмпирические законы дают лишь знание о том, как протекают явления и процессы, но они не отвечают на вопрос, почему те протекают именно в такой форме, а не в другой, т. е. не объясняют их причины. Так, если мы только фиксируем падение жизненного уровня значительной части населения России в связи с проведением в ней в начале 1990-х гг. «шоковой терапии», но не объясняем его, то полученное нами знание является эмпирическим по своей природе. Задача науки заключается в том, чтобы найти причины явлений, т. е. объяснить сущность процессов, лежащих в основе устанавливаемых ею фактов. Она решается в рамках высшей формы научного знания, которой является теория.

Под теорией имеется в виду форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности. Любая теория представляет собой органическую развивающуюся систему истинного знания (включающую в себя и заблуждения), которая имеет сложную структуру и выполняет ряд функций. В современной методологии науки выделяют следующие основные элементы теории:

  1. исходные основания — первичные фундаментальные понятия, принципы, законы, постулаты, аксиомы и т. д.;

  2. идеализированные объекты — абстрактные мысленные модели существенных свойств и связей изучаемых предметов (например, абсолютно твердое тело или идеальный газ);

  3. логика теории, содержащая определенные правила вывода и способы доказательств, нацеленные на прояснение ее структуры и развитие знания;

  4. совокупность законов и утверждений, выведенных логически из основных положений теории в соответствии с определенными принципами;

  5. философско-методологические установки и ценностные факторы.

Научная теория выполняет ряд функций, основные из которых представлены следующими:

    1. синтетическая функция — объединение отдельных достоверных знаний в единую, развивающуюся целостную систему;

    2. объяснительная функция — выявление причинных и иных зависимостей, многообразия связей данного явления, его существенных характеристик, а также законов происхождения и развития;

    3. методологическая функция — разработка на базе теории многообразных методов, способов и приемов исследовательской деятельности;

    4. предсказательная функция — формулировка представления о наличии неизвестных ранее фактов, объектов и их свойств или о тех из них, существование которых известно, но еще не выявлено;

    5. практическая функция — воплощение в практику, т. е. превращение в руководство к действию по изменению окружающей действительности.

Каждая наука имеет не только свой предмет, но и метод, обусловленный в конечном счете спецификой самого предмета. Метод представляет собой систему предписаний, принципов и требований, которые ориентируют субъекта в решении конкретной задачи, а также достижении определенного результата в данной сфере деятельности. Он дисциплинирует поиск истины, позволяя экономить силы и время при движении к цели кратчайшим путем. Основная функция метода заключается в том, чтобы регулировать познавательную и иные формы деятельности. Оценивая роль метода в научном познании, необходимо избегать двух крайностей: во-первых, недооценивать или вовсе отвергать ее («методологический негативизм»); во-вторых, абсолютизировать ее («методологическая эйфория»). Многообразие видов человеческой деятельности обусловливает широкий спектр используемых в ней методов, которые можно классифицировать по различным основаниям. Принимая во внимание сферы общественной жизни, выделяют методы материальной и духовной (в том числе научной) деятельности.

Метод научного познания представляет собой систему приемов и правил мышления, а также практических действий, применяемых исследователем для получения нового знания. Мыслители прошлого высоко оценивали его значение, да и современные ученые разделяют их точку зрения. Так, Бэкон сравнивал метод со светильником, освещающим путнику дорогу в темноте. Он писал, что даже хромой, идущий по дороге, опережает того, кто бежит без дороги. Английский ученый Бернал отмечал, что до сих пор изучение научного метода идет гораздо медленнее, чем развитие самой науки. В условиях информационного взрыва, который переживает современная цивилизация, значительное внимание должно уделяться методам ориентации в фактическом материале науки, а также его применению. Каждый метод имеет три аспекта: объективно-содержательный, операциональный и праксеологический. Первый из этих аспектов выражает зависимость метода от предмета познания, второй — от компетентности субъекта, а третий — от его эффективности с точки зрения решения стоящих перед исследователем проблем.

Методы научного познания подразделяются на качественные и количественные, содержательные и формальные, исторические и логические и т. д. По степени общности и сфере действия они подразделяются на пять основных групп: философские, общенаучные, частнонаучные, дисциплинарные и междисциплинарные. К философским относятся диалектический, метафизический, аналитический, интуитивистский, феноменологический, герменевтический и другие методы. Общенаучные методы, получившие широкое распространение в последние десятилетия, образуют промежуточную методологию между философией и фундаментальными принципами специальных наук. К их числу относятся системный, структурно-функциональный и другие методы. Частнонаучные методы включают в себя совокупность исследовательских процедур, применяемых в той или иной отрасли науки, которая соответствует данной форме движения материи. Это методы механики, физики, химии, биологии и социальных наук. Дисциплинарные методы представляют собой систему приемов, применяемых в той или иной научной дисциплине, которая входит в какую-нибудь отрасль науки. Наконец, междисциплинарные методы используются для решения проблем, возникающих на стыке научных дисциплин.

В современной науке широко используется еще одна классификация методов познания, в основе которой различение его уровней. Иными словами, методы научного познания подразделяются на эмпирические и теоретические. Эмпирические методы научного познания представляют собой методы, основанные на непосредственном взаимодействии с исследуемыми объектами. К ним относятся опросы, анкетирование, интервьюирование, анализ документов, контент-анализ, наблюдение и другие методы. Что касается теоретических методов научного познания, то они основываются на рассуждениях и используются для преобразования имеющегося знания. Важнейшими из них являются анализ, синтез, абстрагирование, восхождение от абстрактного к конкретному, сравнение, идеализация, индукция, дедукция, обобщение, совпадение исторического и логического и т. д.

Контрольные вопросы

      1. Что такое познание?

      2. Что такое познавательный оптимизм? скептицизм? агностицизм?

      3. Что имеется в виду под истиной?

      4. Что такое знание? незнание?

      5. Что такое эмпиризм?

      6. Что такое обыденное познание?

      7. Что такое мифологическое познание?

      8. Что такое религиозное познание?

      9. Что такое откровение? медитация?

      10. Что такое художественное познание?

      11. Что такое философское познание?

      12. Что такое категории?

      13. Что такое научное познание?

      14. Что такое эмпирическое исследование? теоретическое исследование?

      15. Что такое эмпирическое знание?

      16. Что такое факт?

      17. Что такое достоверность? инвариантность?

      18. Что такое систематизация? классификация?

      19. Какая классификация называется искусственной? естественной?

      20. Какая классификация называется дескриптивной? структурной?

      21. Что такое эмпирическая гипотеза? эмпирический закон?

      22. Что имеется в виду под теорией?

      23. Что такое метод научного познания?

      24. Что такое эмпирические методы научного познания? теоретические методы научного познания?

Темы рефератов

        1. Знание и мнение в философии Платона.

        2. Вера и разум в средневековой философии.

        3. Идея активности познающего субъекта в немецкой классической философии.

        4. Теория познания марксизма.

        5. Проблема познания в прагматизме.

        6. Семантический подход к познанию.

        7. Аналитический подход к познанию.

        8. Обыденное познание.

        9. Мифологическое познание.

        10. Религиозное познание.

        11. Художественное познание.

        12. Религиозное познание.

Литература

          1. Берков В. Ф. Философия и методология науки. — М., 2004.

          2. Всемирная энциклопедия. Философия / Гл. науч. ред. и сост. А. А. Грицианов. — М.; Минск, 2001.

          3. Краткий философский словарь / Под ред. А. П. Алексеева. — М., 2002.

          4. Современная западная философия. Словарь / Сост. В. С. Малахов, В. П. Филатов. — М., 1991.

          5. Современный философский словарь / Под ред. В. Е. Кемерова. — М.; Бишкек; Екатеринбург, 1996.

          6. Степин 5. С., Горохов В. Г., Розов М. А. Философия науки и техники. — М., 1999.

          7. Философия / Отв. ред. В. П. Кохановский. — Ростов н/Д, 2003.

          8. Философия в вопросах и ответах / Под ред. Е. Е. Несмеянова. — М., 1999.

          9. Философия. Краткий тематический словарь / Под ред. Т. П. Ма- тяш, В. П. Яковлева. — Ростов н/Д, 2001.

          10. Философский энциклопедический словарь / Под ред. С. С. Аве- ринцеваидр. — М., 1989.

          11. Хоруженко К. М. Культурология. Энциклопедический словарь. — Ростов н/Д, 1997.

          12. Христианство. Словарь / Под ред. JI. Н. Митрохина. — М., 1994.

studfiles.net

§ 4. Социальная работа как отрасль знания

Социальная работа является достаточно молодой отраслью знания, становление которой еще далеко не завершено. С некоторой долей условности как и большинство гуманитарных знаний в социальной работе могут быть выделены методологические подходы, собственно научное знание, собрание методик и технологий, а также опыт практической деятельности. Эти разделы взаимосвязаны и тесно переплетены друг с другом.

Само слово «методология» состоит из двух греческих корней: «методос» и «логос». Дословный перевод на русский язык может нам дать несколько вариантов понимания, отличающихся друг от друга оттенками смысла. Первый – «способ познания», второй – «путь к знанию», третий – «знание о путях знания», четвертый – «знание о способах познания». Синтезируя разницу значений указанных оттенков, приходим к двум аспектам методологического знания. Методологическое знание представляет собой, с одной стороны, совокупность идей, смыслов, принципов, значений, а с другой – совокупность методов получения нового знания. То есть, методология отвечает на два вопроса: как называть явления и предметы, встречающиеся в окружающей нас действительности и как познавать и понимать окружающий нас мир.

По мнению авторитетных специалистов при интерпретации явлений практики социальной работы могут быть выделены три группы подходов. Данное положение связано с оценкой значения субъективного фактора объекта социальной работы.

Так, психолого-ориентированные концепции высоко оценивают возможности регулирования ресурсов со стороны собственно личности. Поэтому причину возникновения трудной жизненной ситуации представители психоанализа, гештальтпсихологии, бихевиоризма и других психологических теорий видят в психике человека. Отсюда и помощь сущностно имеет психолого-педагогическую окраску.

Социолого-ориентированные концепции, наоборот, источник разрыва социальных связей видят в обществе, отдавая пальму первенства этому участнику социального взаимодействия. Следовательно, основным объектом социальной работы следует считать систему общественных отношений, порождающих дезадаптацию личности, семьи, сообщества. Среди социолого-ориентированных моделей следует назвать системный подход, концепция экологических систем, социально-радикальная модель интерпретации.

Комплексно-ориентированные подходы обращают внимание на процесс взаимодействия индивида (группы, социальной категории) с обществом. С.И. Григорьев, Л.Г. Гуслякова в качестве комплексно-ориентированных называют социально-педагогическую, когнитивную и витальную модели теоретического обоснования социальной работы.

К сожалению, ни одна из названных концепций не позволяет в полном объеме объяснить феномен социальной работы, названные модели плохо сопрягаются для объяснения того или иного отдельного явления, однако каждый подход вносит в интерпретацию социальной защиты и помощи свою незаменимую лепту.

Немало имеется и вариантов определения социальной работы как науки. Социальную работу в данном аспекте можно понимать как область научного знания о закономерностях управления процессом использования внутренних и внешних ресурсов индивидом, семьей или общностью в ситуациях нарушения социального функционирования.

В системе любой науки выделяются ее объект, предмет, основные категории, закономерности и методы познания. Конечно, рассмотрение данных аспектов зависит от того или иного методологического подхода, однако в отечественном знании о социальной работе постепенно складываются представления, которые можно представить в некотором обобщенном виде.

Объектом рассмотрения социальной работы как науки является взаимодействие индивида, семьи или локального социума с обществом. В этом случае предметом данной отрасли научного знания являются закономерности нарушения и восстановления (прежде всего управляемого)взаимодействия индивида, семьи или локального социума с обществом.

Социальная работа как наука широко использует междисциплинарные научные категории, категории иных наук (социология, психология, педагогика, экономика, медицина, юриспруденция). В то же время оформляются научные категории собственно социальной работы как таковой: трудная жизненная ситуация, социальная помощь, социальная защита, социальные гарантии, социальные услуги и т.п.

Формулировки закономерностей (повторяющаяся, существенная связь явлений, действие которой проявляется в виде тенденций, определяющих основную линию развития той или иной сферы действительности) социальной работы как науки также находятся в стадии уточнения. Тем не менее, ряд положений, выделяемых рядом авторов, представляются весьма существенными.

Прежде всего, это – политическая обусловленность социальной работы (взаимосвязь социальной политики государства и содержания социальной работы). Так как государство определяет объемы финансирования социальных программ, структуру социальных служб, категории населения, имеющие право на те или иные виды помощи и защиты, следовательно, социальная работа (содержание, объемы, критерии качества и т.п.) целиком зависит от социальной политики, проводимой правительством в данный момент. Во-вторых – детерминация содержания и форм социальной работы социокультурными условиями ее осуществления. В-третьих – структурно-функциональная обусловленность эффективности социальной работы (взаимосвязь между качеством социальной работы и организацией деятельности социальных учреждений и отдельных специалистов). В-четвертых – существенным условием эффективности социальной работы является профессиональная компетентность и ценностная ориентированность кадров социальных служб. В-пятых – социальные и личностные проблемы разрешаются меньшими усилиями в случае раннего диагностирования и своевременной профилактики.

В современной социальной работе широко используются методы исследования иных научных отраслей: социология, психология, экономика и т.д. Теоретические методы научного исследования в социальной работе включают в себя анализ, синтез, моделирование и ряд других. Анализ – разделение изучаемого объекта на элементы, синтез представляет собой обратный процесс – соединением элементов в единое целое, моделированием называется исследование каких-либо явлений, процессов или систем объектов путем построения и изучения их моделей (упрощенных аналогов).

Эмпирические методы научного исследования в социальной работе могут быть представлены в виде трех основных групп: опросные методы, наблюдение, изучение документов и продуктов деятельности клиентов. Опросные методы включают в себя письменные и устные опросы (анкетирование, интервьюирование, тестирование). Опрос может быть как индивидуальным, так и групповым. Наблюдение это – целенаправленное восприятие, обусловленное задачей деятельности. Основное условие научного наблюдения — объективность, т. е. возможность контроля путем либо повторного наблюдения, либо применения иных методов исследования (напр., эксперимента). Изучение документов как метод научного исследования в социальной работе предполагает работу с различными видами актов, имеющих юридическое значение, письменными свидетельствами о каких-либо событиях, фактах.

  1. Технология социальной работы это - идеальная модель решения некой совокупности близких задач социальной защиты и (или)помощи, представляющая собой алгоритм действий и операций, основанный на определенных социальных, экономических, психолого-педагогических и правовых механизмах. В практической деятельности в чистом виде технология не существует, она всегда нормативное описание процесса, адаптирование технологии к особенностям социального учреждения или к совокупности предоставляемых социальных услуг и определенных форм превращает ее в методику. Методика отличается от технологии еще и тем, что первая подчинена решению конкретной задачи, в то время как вторая имеет определенный набор задач (потенциал) для нормирования процесса решения. Не вызывает сомнения, что потенциал каждой технологии конечен, более того каждая технология имеет свои ограничения.

Опыт практической деятельности также является составной частью социальной работы как отрасли знания. Особенностью этого раздела является его персонифицированность. То есть опыт в данном контексте является описанием профессиональной практической деятельности какого-то конкретного специалиста в каком-то определенном учреждении, какого-либо населенного пункта (города, села, региона, страны и т.п.).

Вопросы для самопроверки:

1. Что общего и в чем расходятся мнения ученых в определении социальной работы?

2. Назовите объект и предмет социальной работы как науки.

3. Объясните основания для дифференциации методологических подходов к интерпретации социальной работы.

4. Каковы перспективы развития профессиональной формы социальной работы в России?

5. Дайте характеристику социальной работе как социокультурному институту.

1Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед вузов./ Под ред. В.А. Сластенина.– 3-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.–С. 126

studfiles.net


Смотрите также

© Copyrights ClubConsult - помощь в поиске работы и трудоустройстве.